КТО ЕСТЬ КТО?

 

4 этап - Копилка советов "Как быть?" (24.04.09 - 30.04.09)

Вам предлагается провести по сценарию организаторов проекта часовое занятие "Кто есть кто?"

Цель занятия: знакомство с представлениями Эрика Берна о трех состояниях "Я",  расширение поведенческих стратегий в ситуациях межличностного общения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

Руководитель команды сообщает участникам цель встречи, кратко рассказывает об этапах работы (теоретическая и практическая часть).

 

Беседа "Представления Эрика Берна о трех состояниях "Я" личности человека"

Эрик Берн - известный американский психотерапевт и автор одной из теорий личности человека. Его учение было разработано в 70 годах ХХ века и называется ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ.

Среди основных идей трансактного анализа выдвигается идея о трех состояниях "Я" личности каждого человека. Этими состояниями Э.Берн называет состояние Родитель, состояние Ребенок, состояние Взрослый. Подробнее об этих состояниях-ролях Э.Берн говорит так:

"любой человек когда-то был моложе, чем сейчас и поэтому он несет в себе впечатления прошлых лет, которые в определенный момент просыпаются; и мы ведем себя с позиции маленького мальчика или девочки"

"у каждого человека были родители (или те, кто их заменял) и он хранит в себе набор состояний "Я" его родителей; и в определенный момент начинает говорить, делать, советовать, отчитывать, указывать так, как это когда-то делали родители"

"все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации и эта уверенная, взвешенная, аргументированная позиция говорит нам о взрослом, который живет в нас".

 

****Руководитель обращается с вопросом к участникам: "Подумайте и назовите, чем занимаются обычно дети, родители, взрослые?"

В ходе обсуждения группа приходит к более глубокому пониманию роли Ребенка, Взрослого, Родителя внутри каждого из нас.

Ребенок

Родитель

Взрослый

Играет, дерется, смеется, дразнится, хочет, плачет, устраивает истерику, дуется, обижается, боится, всем интересуется, хочет все попробовать, удивляется, радуется, не думает о будущем, хочет получить все и сразу.

Воспитывает, заботится, ругает, волнуется, советует, читает нотации, приказывает, стыдит, пытается вызвать чувство вины (винит), призывает к долгу, совести, ответственности

Работает, договаривается, делится опытом, принимает решения, контролирует свои мысли, чувства, поступки, планирует, умело распределяет свое время и силы

 

С точки зрения общения (а трансакция - единица общения) понимание внутренних состояний ("Я") собеседников может быть очень полезным.

Так, согласно теории Э.Берна люди могут нормально общаться, если находятся в равных состояниях (взрослый-взрослый, родитель-родитель) или во взаимодополняемых состояниях (родитель-ребенок).

Но между собеседниками с большой вероятностью может возникнуть напряжение, недопонимание или конфликт, если они общаются из разных состояний: родитель-взрослый, взрослый-ребенок.

ПРИМЕР:

Ты можешь мне помочь с контрольной? (Взрослый ждет взрослого ответа)

Опять ты что-то не понимаешь, сколько раз можно тебе объяснять? (ответ идет из позиции Родитель)

Так ты поможешь мне? (Взрослый настаивает на взрослом ответе)

Отстань…надоел (отвечает Ребенок)

А сам-то… Вот обратись ко мне… Фигушки…(отвечает Ребенок)

Ну и не надо…Фигушки… (дразнит Ребенок)

Разговор постепенно перерастает в ссору.

 

Таким образом, сложности в общении между людьми можно объяснить еще и тем фактом (согласно теории Э.Берна), что в каждый момент беседы общение происходит не между 2 людьми, а между шестью (внутренние Родитель, Ребенок и Взрослый с каждой стороны).

 

Практикум "Копилка советов"

Ребятам предлагается сочинить стихотворные советы (допускаются вредные советы) по разным темам: "Как добиться того, чего хочешь?", "Как стать уверенным в себе?", "Как общаться с трудными людьми?", "Как найти общий язык с человеком?".

При этом каждый отдельный совет должен быть выдержан в определенном стиле: совет от Ребенка, совет от Родителя, совет от Взрослого (можно обратиться к таблице в беседе о трех состояния "Я").

В случае затруднений ведущий может предложить несколько типичных фраз:

Стиль Ребенка: если хочется тебе…, давай сыграем мы с тобой…, ты делай то, что хочешь…, ужасно интересно все то, что неизвестно…, пусть делают они. А мне ужасно неохота…

Стиль Родителя: послушай мой совет…, скорей мотай на ус…, ты должен…, послушай, деточка, меня…, эй, я тебе же говорю…

Стиль Взрослого: решаешь сам, как быть тебе…, давай договоримся…, я опыт разделю с тобой…, послушай мой рассказ…, я знаю плюсы-минусы в себе…

 

Получение обратной связи:

Руководитель группы просит ребят высказать свое мнение о занятии, сам делится своими впечатлениями. В ходе обсуждения итогов встречи с участниками можно затронуть следующие вопросы:

какое состояние "Я" у вас чаще всего проявляется и в каких ситуациях?

пробовали ли они в реальном общении напрямую обратиться к конкретному "Я" человека с помощью таких фраз "давай поговорим как взрослые люди", "давай как будто ты", "научи меня как"? какая была реакция?

из какого состояния легче всего даются советы, вредные советы?

Руководитель группы предлагает желающим материалы теста "Родитель.Ребенок.Взрослый" (приложение 1)

Также руководитель может довести до сведения учащихся информацию о книгах Э.Берна:

Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений.

(В книге рассматриваются игры, в которые люди играют в компаниях, в семье, на работе. Например, среди игр Эрик Берн выделяет такие, как: "Бейте меня",  "Ну что, попался, негодяй!", "Загнанная домохозяйка", "Видишь, как я старался", "Почему бы вам не…- Да, но", "Динамо", "А ну-ка подеритесь!" и другие. Автор пытается понять причины по которым люди играют и приводит способы прерывания нежелательных игр.)

Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.

(В книге автор рассматривает идеи жизненного сценария человека, родительского программирования, важности детских впечатлений. Например, среди жизненных сценариев Эрик Берн выделяет такие, как: "Неудачник или Лягушка". "Победитель", "Бесприданница". "Золушка", "Никогда", "До тех пор, пока" и другие.)

 

По итогам занятия участники оформляют сборники советов в Microsoft Word или Microsoft Publisher.

Объем работы не должен превышать в архиве 300 Кб.

 

Критерии оценивания:

Представление всех состояний "Я" в советах:

Есть стихи от Родителя, Ребенка, Взрослого - 3 балла

Есть стихи от 2 состояний "Я" - 2 балла

В стихах представлено 1 состояние "Я" - 1 балл

Количество советов

Более 10 - 3 балла

7-8 советов - 2 балла

допустимый минимум 6 советов - 1 балл

Широта тематики советов

Представлено 3-4 темы - 3 балла

Представлено 2 темы - 2 балла

Представлена 1 тема - 1 балл

Наличие обратной связи - 1 балл

Соблюдение технических требований к пересылаемым работам - 1 балл

 

Технические требования к пересылаемым работам:

Работы высылаются по  адресу: verst_93school@mail.ru

В теме письма указывается "Кто есть кто_номер этапа_номер школы_название команды"

Участники проекта проверяют свои работы на вирусы и архивируют

Имена файлов и соответствующего архива должны совпадать и состоять из номера этапа, номера школы, названия команды

Объем пересылаемых файлов не должен превышать 300 Кб

 

Муниципальное образовательное учреждение

               « СОШ № 93» г Омск

 

Hosted by uCoz